Логин: Пароль:
регистрациявосстановление пароля
Аудио
Видео


На гостевой ХК «Сибирь», время от времени, завязываются дискуссии, по вышеозначенному вопросу, поскольку четкой градации не существует и определение, удовлетворяющее всех , не дано в полном объеме. Попытаемся взглянуть на этот вопрос с очередной,101-й наверное, точки зрения.
Автор ни в коем разе не претендует на открытие каких-либо истин и просит быть благосклонным к его изысканиям.

Часть 1. Исторический ракурс.
Погребальные игры, храмовые праздники и воинские учения прошедших веков, там, где впервые появились зрители (болелы) придется опустить, из-за недостоверности многих данных. Олимпийские, Истмийские и Дельфийские игры греков, и римские игры освещены более подробно, но сложно вычленить из посещавших их зрителей все три категории зрителей, потребные для сравнения..
Идеальными кажутся мне византийские состязания, на стадионе вмещавшем, по различным источникам от 68 до 100 тысяч зрителей и достаточно подробно описанные.
Итак, тамошние фанатские группировки, «димы», имели:
1.Постоянный состав.
2.Собственные цвета.
3.Сходные с нынешними способы боления.
Стадион представлял собою сооружение овальной формы, с двумя длинными трибунами и двумя торцевыми, разграниченными невысокими стенами, на 2/3 сплошными, на 1/3 состоявшими из решеток. Трибуны делились на 4 яруса. Размещение было следующим образом. Верхние два яруса торцевой «северной» трибуны занимали диматы «красных». Их ряды состояли в основном из ремесленников среднего достатка и «разночинцев».В северной трибуне находились ворота, откуда выезжали колесницы. По правую руку от «красных», находилась длинная западная трибуна, там размещалась императорская ложа, перед ней давался старт и финиш, верхние два яруса занимали «синие», издавна приверженцем синих считался император, аристократы и двор. Торцевая южная трибуна (в ней были воротца поменьше, куда утаскивали обломки колесниц, трупы возниц и лошадей) была занята «белой» группировкой, самой отвязанной, портовые рабочие, матросы и т.д. На этой трибуне размещались приспособления для подсчета кругов и расписание скачек «табло». И наконец длинная восточная трибуна ,на коей размещалась «зеленая» группировка, купцы и окупщики, на той же трибуне находились алтари богов и прочие принадлежности культа.
«Димы» насчитывали от 8 до 12 тысяч постоянного состава, носили собственные цвета, поддерживали своих возниц хвалебными песнопениями, непрестанно хуля чужих. В паузах между заездами выкрикивали, зачастую непотребные, лозунги в адрес соперничающих дим, поскольку все димы имели как почетные, так и позорные прозвища.
Таким образом, данные образования имеющие цвета, знамена, кричалки и песни, можно смело назвать фанатами. И это-в 200 в.н.э.
Но как ни многочисленны были данные «димы» полностью стадион они не занимали. Поэтому оставались места для обычных болел –второй ярус: для публики, не захваченной буйством диматов, для любителей делать ставки и просто любящих зрелище. Назовем их болелами, поскольку в делах они разбирались, но не фанатели.
Естественно, не забываем мы и про первый ярус, на коем размещались «глотатели пыли»,как-то вольноотпущенники, государственные рабы, городская чернь, крестьяне из ближних латифундий озабоченные в основном раздачами хлебными, денежными, тессерами (лотерейными билетами) и винными.
Таким образом, все три категории спортивных массовых мероприятий налицо:
Фанаты, болелы и кузьмичи.
По историческим данным ,не обходилось и без таких факторов, как акции, направленные димами друг на друга, так и против городской стражи, армии и императорской гвардии. Но крупных акций на стадионе старались избегать, хотя тщася добраться друг до друга часто выгоняли на ристалища сидевших на нижних ярусах. В общем кузьма у византийцев была не в почете и гоняли их и в межфанатских разборках и в драках с представителями власти. Принятие христианства особливо нравов византийского фанатства не смягчило.
Император Валентиан за номером 1, в 376 г.н.э. использовал против диматов наемников готов, сражение длилось 3 дня, часть стадиона была разрушена, беспорядки и поджоги были по всему городу. Диматы бьющиеся единодушно, потеряли до пяти тысяч сторонников. Естественно, эта «омоновская зачистка» не осталась без возмездия. В 400 г.н.э. диматы подняли восстание, воспользовавшись отсутствием императора и армии, захватили город, вырезали подчистую 7000 готов. Вернувшийся император вынужден был вcтупить с ними в переговоры, и не ясно, докуда простиралась бы дерзость восставших….но примкнувшая к ним чернь увлеклась грабежами и насилиями, разбивая купеческие лавки и винные подвалы (кузьма жжот!!!).
Однако, после этого, диматы имели право формировать и вооружать свои собственные отряды самообороны. Самосознание тогдашних фанов было на такой высоте, что воинские отряды эти использовались только в случае противодействия иностранным наемникам, на стадионе же дрались по старинке поначалу оскорбляя друг друга словесно, потом швыряясь всем, что было у лоточников и только потом переходя врукопашную..
Как особо выдающуюся, отметил бы я одну акцию фанатов, в 441 г.н.э. под стены города пожаловал знаменитый Аттила Мундцукович, предводитель небезызвестных гуннов. Город охватила паника, лучшие люди разбегались, кто куда. Диматы, в цветах, коих ходили на стадион, со знаменами,безоружные, поднялись на стены.
Представляю, с каким удивлением «Бич божий» выслушивал фанатские заряды… Штурмовать город гунны не решились, в чем немалая заслуга и оставшихся неизвестными истории поименно, простых византийских фанатов!
 

2002-2006